Как связана самооценка с мотивацией 08.05.2019

Как связана самооценка с мотивацией


Бывало ли такое, что думая о будущем детей, вы говорили что-то вроде: «Мне неважно станут ли они богатыми и знаменитыми, главное чтоб были счастливы»? Некоторые родители хотят, чтобы дети в первую очередь чувствовали себя уверенно и хорошо, другие учат тому, что уважение приходит вместе с достижением целей.

Современные психологи уверены: хорошая самооценка напрямую связана с мотивацией. Специалисты пришли к выводу, что здоровая самооценка не идёт от мотивации и достижений, всё с точностью наоборот: здоровая самооценка повышает мотивацию, другими словами мотивация идёт от самооценки.

Исследования мотивации берут за основу теорию самоопределения. Согласно ей люди по природе мотивированы на изучение и развитие, но это естественное качество может как увеличиваться, так и уменьшаться под воздействием внешних факторов. В первую очередь, речь идёт о семье, обществе и культуре.

По теории самоопределения мотивация бывает внутренняя и внешняя. Другими словами, люди могут быть мотивированными на изучение и развитие либо потому, что они получают удовольствие от занятия или удовлетворение успехом в нём (внутренняя мотивация) или же они думают о наградах, которые получат, результатах, отдельных от самого занятия (внешняя мотивация).

Например, выбрать книгу, потому что она кажется на вид интересной – это внутренняя мотивация. Купить книгу, чтобы заниматься по ней и сдать экзамен – это внешняя мотивация. Важно, что если человек мотивирован изнутри, его не надо так часто подталкивать к действию или воодушевлять его, он способен вдохновлять себя самостоятельно.

Согласна исследованиям современных психологов на индивидуальный уровень мотивации влияют три фактора: компетентность, автономность и причастность. Все они относятся к базовым нуждам человека. То, как эти нужды решаются, оказывает огромное влияние на будущее.

Компетентность – это чувство способности и возможности достижения успеха. Автономность – это умение контролировать свою жизнь, возможность «быть собой». Причастность – человеческая потребность в коммуникации с другими и формировании отношений.


Компетентность

Когда ребёнка хвалят в случае успеха, это влияет на его чувство компетентности. Важно, чтобы родители не перехваливали ребёнка, говоря, что работа сделана отлично, если ясно, что это далеко не так. Это может привести к тому, что ребёнок будет сомневаться, насколько следующая похвала настоящая, а значит его потребность в чувству компетентности не будет удовлетворена, даже когда его хвалят. Также важно хвалить не действие, а ребёнка. Например, если он принёс вам красивый рисунок, лучше сказать: «У тебя отлично получается рисовать!», чем «Это отличная картина!». Первая фраза напрямую повышает самооценку ребенка.



Автономность

Детям должен быть предоставлен определенный уровень ответственности, который будет расти по мере взросления. Для малышей достаточный уровень может быть «помочь» разложить покупки, для школьника – собрать свой портфель, а для подростка – самостоятельно решить, какого цвета должны быть стены в его спальне. Когда родители дают детям зоны ответственности, это поднимает их самооценку и способствует автономности. Они понимают, что могут сделать многое самостоятельно.


Принадлежность

Дети должны чувствовать, что их любят за то, кто они, а не за то, что они делают. В первую очередь, важно, чтобы это показали родители. С них дети начинают восприятие внешнего мира. Дать ребёнку чувство значимости несложно, делая простые вещи: слушать его болтовню, проводить с ним время, спрашивать о мнении на ту или иную тему, прощать ошибки и давать советы. Если ребёнок чувствует себя любимым, это придает ему значимости в своих глазах, а также способствует развитию чувства принадлежности.


Возврат к списку